Размер шрифта: VA:
  • 0
  • 1
  • 1,5
  • 2
Цвета сайта:
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Чтение текста Изображения

Екатерина Семёнова: Система целевого приёма и обучения способна обеспечить реализацию сразу двух конституционных прав

21.07.2022 535
Екатерина Семёнова: Система целевого приёма и обучения способна обеспечить реализацию сразу двух конституционных прав
В день дополнительного пленарного заседания Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ». Речь идёт о совершенствовании механизма целевого приема и целевого обучения.

В связи с принятием этого законопроекта Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семёнова напомнила: «Два базовых принципа Конституции – это право на образование и право на труд. При этом в Конституции есть уточнение, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Система целевого приёма и обучения способна обеспечить реализацию обоих конституционных прав одновременно» 

Омбудсмен Подмосковья обратила внимание, что сегодня предложение со стороны работодателей превышает число людей, которые ищут работу.  

«Но, к сожалению, достаточно часто имеет место дисбаланс: у работодателей есть вакансии, а люди, которым нужна работа, не всегда подходят под требования, – констатирует Екатерина Семёнова. – Ещё одна проблема – отсутствие реальной профессии у современных выпускников школ. В период СССР была распространена система профориентации: учебно-производственные комбинаты на базе предприятий предоставляли школьникам возможность профессиональной подготовки. Процесс шёл одновременно с общеобразовательной программой и абсолютно не в ущерб ей. Сдав квалификационный экзамен, школьник получал соответствующий официальный документ. Производственная практика позволяла попробовать себя в определенной профессии, дать представление о работе предприятия, взаимоотношениях внутри взрослого коллектива.  

Главное, что у школьника складывалось представление о том, в каком учебном заведении он хотел бы продолжить учёбу. И это была не теория. Я уверена, что нам необходимо возродить систему учебно-производственных комбинатов. Особенно сейчас, когда мы говорим об импортозамещении. Таким образом, мы сможем сформировать законченную и понятную цепочку: школа – факультативная профориентация – целевой набор. Работодатель сможет познакомиться со своими потенциальными сотрудниками ещё в период их обучения в школе. Одновременно и у абитуриента будет точное понимание: готов ли он по окончании обучения работать на конкретном предприятии или ему интересно другое направление. Все решения будут приниматься с открытыми глазами и без «кота в мешке». 

Комментарий депутата Госдумы, члена фракции «Единая Россия» Сергея Колунова:  

– К сожалению, современное образование, особенно высшее, в последние годы стабильно превращалось в институт «формального диплома». Молодые люди получали специальность и далее могли по ней не работать ни одного дня! Сегодня мы много говорим о клиентоориентированном подходе. А на какого потребителя ориентируются вузы, объявляя вступительные экзамены? Кто будет работодателем их выпускников? Накоплен реальный дефицит квалифицированных кадров в сфере IT, строительстве, производстве.  

Одним из вариантов подтверждения потребности в специалистах определенной квалификации, их востребованности после окончания учебного заведения является система так называемого «целевого набора». Специальная программа доступна как в разрезе высшего, так и среднего специального образования. Студент имеет возможность обучаться за счёт бюджета, но в рамках выделенной квоты. Данная договоренность фиксируется в специальном договоре с участием потенциального работодателя. По завершению обучения и получении диплома выпускник обязан отработать определенный срок, как правило не менее 3-х лет, в той организации, которая указана в договоре в качестве работодателя. 

Никакой обязаловки в данном случае нет. «Целевым» абитуриентам предоставляется возможность сдавать экзамены не в общем потоке, а в рамках целевого. Если желания подписывать договор с работодателем на стадии зачисления в вуз нет, никто не мешает принять участие в общем конкурсе.

Принятый в 1-м чтении законопроект ставит своей целью – обеспечить конституционное право каждого абитуриента иметь равный доступ к целевому обучению. Уже поддержанные моими коллегами предложения должны на деле сделать систему целевого набора доступной, обеспеченной равными правами, понятной и прозрачной. Конечно же, впереди ещё два чтения и большой объём работы над законопроектом.  

Его важность заключается в том, что работодатели смогут принимать активное участие в формировании спроса на конкретные специальности, смогут заранее проводить отбор потенциальных кадров. У студентов появится возможность познакомиться с будущим работодателем на протяжении всей учёбы. Будет сформирован реальный симбиоз преподавательского состава и экспертов практики. Выпускник будет на протяжении всей своей учёбы чувствовать поддержку, у него будет реальная уверенность в завтрашнем дне – ведь его ждут на конкретном предприятии. Те вузы, которые обеспечат максимальный интерес со стороны работодателей, заявят о себе как наиболее конкурентные.  

Техническая сторона вопроса также нашла своё решение в законопроекте. Предлагается использовать сервис «Поступление в вуз онлайн». Таким образом, заявку на целевое обучение можно будет подать через портал «Госуслуги».  

Информация о заявках работодателей и конкурсах на обучение будет публичной. Абитуриенты смогут заранее выбрать образовательное учреждение, ознакомиться с условиями конкурса, с договором и информацией о работодателе, с которым после обучения будет подписан трудовой договор. 

Важный момент: наряду с бюджетными местами, целевой набор может осуществляться и на коммерческих условиях. Т.е. работодатели могут инвестировать в свои будущие кадры, оплачивая потенциальным сотрудникам образование. Новая система позволит также и резидентам территорий опережающего развития Дальнего Востока готовить собственный персонал.

Уполномоченный по правам человека в Московской области

ЗАДАТЬ ВОПРОС ГЛАВЕ Г.О. КРАСНОГОРСК

Больше новостей о жизни округа читайте в официальном телеграм-канале «Красногорск.Новости»

#1905249

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

Вакансии в образовательных учреждениях округа

Управление образования администрации городского округа Красногорск приглашает на работу в образовательные учреждения...

03.05.2024
Пройдите бесплатное обучение по программам проекта «Содействие занятости»

Московский областной филиал Президентской академии (РАНХиГС) приглашает пройти бесплатное обучение по программам в...

24.04.2024
На базе Красногорской школы № 11 состоялось совещание по вопросам обеспечения...

В совещании принял участие заместитель главы городского округа Красногорск – начальник управления по безопасности...

27.03.2024
В Красногорске на базе школы №11 начался досрочный период сдачи ЕГЭ

Он продлится до 22 апреля. Одиннадцатиклассники уже прошли экзамены по географии и литерутуре.

26.03.2024
С пылу, с жару: мастер-класс по выпеканию блинов провели для школьников Красногорска

Мероприятие состоялось в Красногорске во вторник, 12 марта.

13.03.2024